Ольга Домнина о музыкальном будущем Азербайджана

Известная российская пианистка и пропагандист азербайджанской музыки рассказала журналисту межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан под руководством депутата Госдумы Дмитрия Савельева о том, с чего началось ее увлечение азербайджанской культурой и почему ей так нравится бывать в Баку.

«Мне хочется музыкой Кара Караева рассказать об Азербайджане: о его интеллектуальной мощи и богатстве культуры», — с этого признания начался наш разговор с Ольгой Доминой, которую в прессе называют не иначе, чем настоящим пропагандистом азербайджанской музыки. Знакомство прославленной российской пианистки с азербайджанскими композиторами началось с балета Караева «Семь красавиц». «Этот балет заключает в себе весь спектр азербайджанской народной музыки, но Кара Караев придаёт ей совершенно особый смысл, философское начало, красочные оттенки – в этом уникальность его таланта. Это даёт шанс понять и полюбить его музыку любому – и слушателю на концерте, и музыканту. Так музыка Кара Караева пленила и меня, — эмоционально рассказывает Ольга Домина. – До этого я была хорошо знакома с творчеством Шостаковича – педагога Кара Караева, и эта связь очень меня заинтересовала. Я услышала невероятные глубины, духовную силу Кара Караева и продолжила изучать его творчество».

Знакомство с музыкой Караева для Ольги Доминой приобрело новые глубины, когда именно для нее выдающий современный композитор Владимир Генин создал транскрипции балета «Семь красавиц» для фортепиано соло. С этим произведением пианистка принимала участие и в туре, посвящённом 100-летию Кара Караева. «У меня был один концерт в Баку, три – в Италии и три – в России: в Москве, в Нижнем Новгороде и во Владивостоке, то есть мы охватили практически всю страну, — рассказывает Ольга Домина. – Я играла произведения и Кара Караева, и Фараджа Караева.

Интересно, что в солнечной Италии с удивительной теплотой приняли творчество Фараджа Караева.
Там же очень оценили театральную, эффектную музыку из балета Кара Караева «Семь красавиц». А вся Россия – более серьёзная и интеллектуальная – больше прониклась «Прелюдиями» Кара Караева. И, конечно, нет нужды говорить, как приняли концерт на родине композитора, в Баку».

Встреча с азербайджанской столицей в целом оставила у российской пианистке самые восторженные впечатления.

«Очень редко встретишь ещё где-то так много как в Баку по- настоящему интеллектуальных, широко понимающих культуру и музыку людей. Там ощущаешь очень интересное соединение интеллектуальной жизни и невероятной свободы для всех, — делится эмоциями Ольга Домина. – Город и люди словно обнимают тебя, просто так, ни за что, лишь потому, что ты находишься там. Это отношение в Азербайджане не наносное, не внешнее, а глубинное, идёт от самого сердца.

В Баку просыпаешься счастливым без конкретной причины, просто так. Быть в Баку туристом просто замечательно, но совершенно новый уровень понимания Азербайджана открывается, если у тебя есть там друзья – ты попадаешь в сады Семирамиды. В Баку словно отсутствует сама идея времени, оно там не властно. Это потрясающе и невероятно близко мне как творческому человеку – как вечно может длиться нота – так вечно в Азербайджане может длиться дружеская беседа, застолье, и тебе ни секунды не будет скучно.

Пребывание в Баку – это музыка, которая не заканчивается никогда. Я обожаю там дни после напряжённых ответственных концертов – питаюсь энергией Баку и соприкасаюсь с духом Кара Караева, даже просто гуляя по улицам».

Интересно, что музыка Караева подарила известной пианистке новых друзей не только в Азербайджане, но и в России. «Коллеги в России уважают меня за то, что я показываю им материал, которого они не знают, но который достоин высочайшего признания. Даже если они слышали о музыке Кара Караева, их отношение к нему после концерта разительно меняется, ведь его творчество – нечто великое, что все мы должны знать. Интересно, что музыкой Кара Караева теперь занимаются и великолепные скрипачи: Максим Венгеров, Вадим Репин.

Первые имена музыкального мира интересуются музыкой Кара Караева, пропагандируют её, и я безумно
счастлива быть в такой компании, это огромная честь», — признается Ольга Домина. Однако одним Караевым интерес российской пианистки не ограничивается. В настоящее время Ольга Домина, по ее признанию, находится в серьезном поиске новых имён в азербайджанской музыке. Одно из недавних ее «приобретений» — Аяз Гамбарли. «Я уверена, что за ним – настоящее и будущее азербайджанской классической музыки, и надеюсь исполнять его произведения не только в России, но и по всему миру, — делится своими планами пианистка. Она добавляет, что Аяз Гамбарли, как ученик Эльмира Мирзоева, который в свою очередь был учеником Фараджа Караева, несомненно является «музыкальным потомком» Кара Караева и Шостаковича: — Эта энергетическая насыщенность, «сжатая экспрессия» слышна в его музыке. Я очень рада, что он использует в своих произведениях технику мугама, как издавна делали классические композиторы Азербайджана. Это невероятно актуально и сейчас. Я с оптимизмом отношусь к творчеству молодых композиторов Азербайджана и вижу в них черты великих предшественников. Я спокойна за музыкальное будущее Азербайджана».

Источник: russia-on.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий