«Биография» Макса Фриша. Что нужно знать о новом спектакле театра «Человек»

Новый главный режиссер Владимир Скворцов и актеры Анатолий
Кот и Евгения Крюкова — о том, как работали над постановкой по пьесе
швейцарского драматурга.

Последней премьерой 2018 года в театре «Человек» стал
спектакль «Биография» по одноименной полуфантастической пьесе швейцарского
писателя и драматурга Макса Фриша. У «Биографии» русские корни — на идею
создания пьесы о человеке, получившем возможность прожить жизнь заново, Фриша
натолкнул монолог Вершинина, героя чеховских «Трех сестер», — несчастливого в
браке военного, встретившего любовь в лице одной из сестер Прозоровых.

В е р ш и н и н (ходит по сцене). Я часто думаю: что, если
бы начать жизнь снова, притом сознательно?

Если бы одна жизнь, которая уже прожита, была, как
говорится, начерно, другая — начисто!

Антон Чехов. «Три сестры»

О чем спектакль

Профессор этологии Ханнес Кюрман получает уникальную
возможность — отмотать назад свою жизнь, посмотреть на некоторые события со
стороны и решить, что бы он хотел в ней поменять. Действительно ли он хочет
быть профессором? Прав ли был, когда делал предложение своей возлюбленной
Антуннете? Где кроется ошибка, из-за которой жизнь прошла не так?

В переписывании биографии Кюрману помогают потусторонние
силы — безликие фантомы в черных костюмах. Они меняют реальность, предоставляя
профессору полную свободу действий. Все его идеи они регистрируют в специальной
книге, не сдерживая колких замечаний по поводу изменений, которые он хочет
внести в свое прошлое.

«Эту пьесу я впервые услышал в студенчестве от своего
педагога Дмитрия Брусникина, который, кстати, тоже работал в этом театре, —
говорит режиссер Владимир Скворцов. — Я сразу влюбился в “Биографию”. Она
написана очень простым языком, в то же время в ней есть мистическая
составляющая — идеальное сочетание, которое всегда мне нравилось».

Владимир Скворцов, театральный режиссер, заслуженный артист
России

За простым языком пьесы скрывается одна из самых тяжелых
историй в биографии самого Макса Фриша. Подобно главному герою, ему самому
пришлось переписывать свою «Биографию», едва не стоившую ему карьеры.

Первый вариант Фриш написал в 1967 году. Его уже знали как
автора романов «Штиллер» (1954), «Homo Фабер» (1957) и «Назову себя Гантенбайн»
(1964), он был лауреатом премии памяти Шиллера  и считался одним из
ведущих швейцарских драматургов.

Премьера «Биографии» в Шаушпильхаусе, самом известном
немецком драматическом театре Цюриха, была назначена на октябрь 1967 года. Но
за 10 дней до нее случился скандал. Фриш поссорился с режиссером Рудольфом
Ноэльте, нещадно вносившим правки в его текст. Он даже пытался судиться с
режиссером, но проиграл, и в феврале 1968-го «Биография» была представлена
публике. Там, где у Фриша была надежда, у Ноэльте получилась безысходность.

Фриш чувствовал себя раздавленным. За 11 следующих лет он не
написал ни одной пьесы. В 1984-м он создал второй вариант «Биографии» — с
меньшим числом персонажей и немного другим сюжетом — в надежде, что режиссеры
не смогут ее слишком вольно интерпретировать. Первую же версию он и вовсе
запретил показывать на сцене. Постановка театра «Человек» основана на варианте
1984 года.

Минимализм и проверенная команда

Профессор этологии мечется между реальностью и
альтернативной биографией практически на пустой сцене.

«Пространство у нас камерное, и оно не позволяет городить
какие-то вавилоны на сцене. Все достаточно лаконично, я очень люблю
минимализм», — говорит режиссер.

Над оформлением сцены работала народный художник России Маша
Рыбасова, которую сам Скворцов называет художником-легендой. За плечами у нее —
спектакли Reception и «Мораль пани Дульской» в Театре имени Моссовета, «Любовный
напиток» в Театре имени Маяковского, работа со многими величайшими режиссерами.
«Биография» — не первая постановка, которую она делает вместе со Скворцовым. До
этого, например, была «Старшая сестра» в театре Et Cetera в 2014 году, а в
2018-м творческий тандем создал еще три спектакля, если не считать«Биографию» —
это «Трамвай Желание» для Нижнего Тагила, «Пиковая дама» для Норильска
и «Кроткие» для частного проекта режиссера «СкворцовТеатр».

За световую партитуру отвечает Сергей Скорнецкий, который в
2015 году получил «Золотую маску» как лучший художник по свету — за работу в
постановке «Мера за меру» Театра имени А.С. Пушкина. Режиссер по пластике —
Константин Мишин, имеющий внушительный опыт работы в зарубежных проектах. Он
помогал делать спектакли в Германии, Японии, Франции, США. Вместе со Скворцовым
работал над спектаклем «Орфей» (Et Cetera), а также над «Пиковой дамой» и
«Кроткими».

Художником по костюмам стала Любовь Скорнецкая — пожалуй,
единственный новичок в команде.

Как работали над постановкой

Авто задумывал свое произведение как спектакль в спектакле.
Точнее, репетицию: главный герой пытается смоделировать свою жизнь,
просматривая детство, юность, взрослая жизнь напоминают сцены будущего
спектакля или фильма.

«У Макса Фриша действие происходит на некой репетиционной
площадке. Но у нас все сложнее: мы перенесли все в загадочное, мистическое
пространство, может быть, чистилище. Это где-то между жизнью и смертью», —
говорит Владимир Скворцов.

Для приглашенного исполнителя главной роли Анатолия Кота
(«Битва за Севастополь», «Домашний арест») участие в спектакле стало не только
новым опытом, но и возможностью вновь поработать со Скворцовым.

«Мы с ним познакомились во время работы над спектаклем “Мы,
нижеподписавшиеся”, который репетировали и показывали в Нижнем Тагиле, —
вспоминает Кот. — Общий язык мы нашли еще тогда. И я решил, что в дальнейшем
любое предложение Володи буду рассматривать со знаком “плюс”. И когда я прочел
“Биографию”, сильно загорелся, а когда узнал, кто мои партнеры, вообще никаких
вопросов больше не возникало — я точно понял, что хочу принять участие в этой
постановке».

Анатолий Кот, актер театра и кино

Евгения Крюкова («Ключ от спальни», «О любви», «Анна
Каренина») сыграла роль жены главного героя. Как и ее партнер по сцене, она
впервые прочитала пьесу Фриша после приглашения режиссера.

«Когда начинаешь читать произведение, ты вроде бы понимаешь,
о чем оно. Но потом, во время разбора, открываются такие вещи, которые сразу и
не замечаешь. Чем глубже погружаешься в историю, тем больше она для тебя
открывается. Чем больше сил ты на нее тратишь, тем больше она тебе отдает», —
рассказывает актриса.

Евгения Крюкова, актриса театра и кино, заслуженная артистка
России

Репетиции Крюкова вспоминает с удовольствием — говорит, что
атмосфера была почти семейной. Режиссер давал артистам возможность предложить
что-то свое, он рассматривал множественность трактовок той или иной фразы. За
репетиционный период специально приглашенные для постановки Крюкова и Кот
успели подружиться с Дмитрием Филипповым, Мурадином Хурановым и Антоном
Шурцовым, которые входят в состав труппы театра «Человек».

Ближайшие показы «Биографии» пройдут 8, 9 и 16 февраля.
Режиссер предупреждает: поначалу каждый показ будет немного отличаться от
предыдущего. «Премьера — это только начало нашего длинного
интересного пути. Что-то обязательно будет меняться и уточняться, возможно,
какие-то моменты в пьесе будут обыгрываться нами по-новому», — говорит он.

Источник: russia-on.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий