Бакинский зритель тепло встретил спектакль с российскими звездами по пьесе азербайджанского драматурга

На сцене Оперной студии Бакинской музыкальной академии имени
Узеира Гаджибейли в рамках гастролей Московского современного художественного
театра прошел спектакль «Мальчишник», поставленный по пьесе азербайджанской
писательницы и драматурга Лалы Алиевой-Клычковой. Директор МСХТ и режиссер
спектакля Руслан Банковский рассказал журналисту межпарламентской группы дружбы
Россия-Азербайджан под руководством депутата Госдумы Дмитрия Савельева о том,
как проходила работа над постановкой, в чем сила культурной дипломатии и какие
перспективы сотрудничества есть у российских и азербайджанских театральных
коллективов.

Спектакль «Мальчишник» заставил бакинскую публику пережить
спектр самых разнообразных эмоций. Пятеро мужчин, в прошлом близких друзей, а
сейчас скорее знакомых, собираются вместе чтобы обсудить предстоящую свадьбу
одного из них. Но вечеринка получает неожиданный поворот и раскрывает характеры
героев с интересных сторон. Руслан Банковский вспоминает, что познакомился с
автором истории, Лалой Алиевой-Клычковой, на просторах Интернета: в соцсетях
они обсуждали какой-то сценарий или пьесу. Общение переросло в дружеские
отношения. «Мы вместе сделали наброски возможных сценарных заявок для
ТВ-каналов. У нас было понимание общего дела, понимание возможного совместного
движения вперед. Да и просто мы импонировали друг другу», — рассказывает
директор МСХТ.

У Банковского и Алиевой-Клычковой оказалась похожая точка зрения
на принципы совместной работы: если люди дружат, уважают друг друга, ценят
культуру друг друга, то все вопросы можно решать мирно, и все проблемы сами
собой исчезают. «У меня была первоначальная концепция спектакля, которую Лала в
процессе работы изменила, именно её вариант мы в итоге взяли за основу, —
признается Руслан Антонович. — Как режиссер, я потом подкорректировал кое-что,
чтобы персонажи стали более четкими». У творческого тандема возникла идея снять
на основе материала короткометражный фильм, но потом получилось сделать
спектакль. Подготовка проходила в очень непростом режиме, ведь все актеры –
звезды театра и кино, параллельно снимаются или играют где-то еще. Приходилось
подстраиваться под графики работы каждого.

 «Иногда репетиции
были в шесть утра, иногда мы заканчивали в час-два ночи, — вспоминает
режиссер-постановщик спектакля. — Каждый актёр привнёс что-то свое в видение
персонажей, что-то мы оставили, что-то убрали. Но нам удалось воплотить
задуманное. И, думаю, Лала сказала бы так же». Премьера «Мальчишника»
состоялась в конце прошлого года в Москве и была воспринята зрителем очень
тепло.

Постановку привезли на оценку бакинской публике в рамках
гастролей театра вместе со спектаклем «Анна Каренина».

«Мальчишник» вне конкуренции, поскольку «мама» спектакля
сама родом из Азербайджана! – говорит Руслан Банковский. — А о спектакле по
мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина», думаю, нет смысла рассказывать
подробно, поскольку эту русскую классику знает каждый уважающий себя
образованный человек. Спектакль, как и роман, про взаимоотношения и судьбы
людей. Этот вопрос актуален в любое время и любую эпоху в любой стране».

Вопрос человеческих взаимоотношений важен в любой сфере, тем
более, в творческой. Пример совместной работы российского режиссера и
азербайджанского драматурга далеко не единственный для наших стран. У России и
Азербайджана очень насыщенное общее театральное прошлое и настоящее.

«В Бакинском театре русской драмы в рамках проекта
«Лабораторный спектакль» режиссеры Кирилл Заборихин и Алексей Кузьмин-Тарасов
продемонстрировали два эскиза спектаклей на тему «Сказки о мёртвой царевне»
Пушкина и русской народной сказки «Крошечка-хаврошечка». Насколько я знаю, оба
эскиза понравились, театр заинтересовался постановками обоих режиссеров», —
рассказал директор МСХТ. Он также напомнил, что представители театрального
искусства Азербайджана ежегодно приглашаются в Россию на Международную летнюю
театральную школу СТД РФ и на Всероссийский молодёжный Форум-фестиваль
«Артмиграция». «Можно с уверенностью сказать: когда в Россию привозят какие-то
спектакли, концерты из Азербайджана – на них всегда аншлаг, — отмечает Руслан
Антонович. – Например, балеты «Семь красавиц» и «1001 ночь»: яркость красок,
костюмы, сценография, восточная музыка! Весь колорит можно ощутить так полно,
когда смотришь эти постановки».

Руслан Банковский часто выступает режиссёром-постановщиком
на международных фестивалях, и ему в том числе близка концепция Бакинского
фестиваля – «Театр без границ». Директор МСХТ полагает, что основа любых
отношений людей — это так называемая «культурная дипломатия»: «Когда
образованные люди понимают друг друга с первого слова, тогда и политическим
тяжеловесам гораздо проще договориться даже в самых сложных вопросах. А
бакинский «Театр без границ» – это территория Добра и Света, где главным
оружием является Радость. Радость даже врага обезоруживает, в этом и есть одно
из предназначений национального искусства во всём мире».

В 2019 году будут подводиться итоги реализации десятилетней
Государственной программы развития Азербайджанского театра, а 10 марта Указом
Президента Азербайджана ежегодно празднуется как День национального театра. В
преддверии этой даты Руслан Банковский пожелал Национальному театру Азербайджана
процветания, развития и движения вперед: «Придумывайте, творите, создавайте
новое и необычное. Но всегда помните свои истоки, свои традиции, свой язык и
свою самобытность! Сила народа в Памяти своей земли и предков!»

Источник: russia-on.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий