«Платили редко, иногда кормили»: как живут стендаперы

Российскому стендапу нет и 20 лет, так что сейчас он в пубертате: постоянно ищет новые форматы и отстаивает себя. Первое стендап-шоу на ТВ вышло в конце 2012 года на телеканале СТС – «Центральный микрофон». А дальше закрутилось: ТНТ запустил Stand Up, стартовал проект «Ленинградский Stand-Up клуб» (на СТС). И продолжает «закручиваться», потому что бизнес-стендапа в России пока нет и непонятно, когда будет. Поговорили с российскими стендаперами, которые умудряются зарабатывать на своих шутках, узнали, как началась их карьера, сколько денег получают комики и как вообще обстоят дела со stand up в России.

Илья Якямсев, занимается стендапом 10 лет

Видео: YouTube/Илья Якямсев

Я работаю менеджером проектов в IT. Стендапом занимаюсь более-менее регулярно вечерами.
Для меня это развлечение, работа и что-то особенное, в общем хобби, которое помогает жить интереснее и веселее. Постоянно выступаю уже лет пять, а в целом – десять. Однажды вышел на сцену и мне понравилось. Плюс как-то сразу начало получаться, было много комплиментов. А вот историй с началом карьеры связано мало: просто выступал в каждом месте, куда приглашали, ездил по городам. Практически никогда не отказывался от предложений, даже в поселке городского типа Нагорный выступал. Первые деньги заплатили через несколько месяцев, но потом три года больше не предлагали: выходил на сцену бесплатно. Моя самая первая зарплата за стендап – это ужин: меня покормили вкусным и горячим.

Есть мечта сделать стендап основной работой, но это долгий путь. Самое сложное здесь – делать свое дело с каждым разом все лучше, иногда хочется расслабиться, но не могу себе позволить. Я шучу на любые темы, но некоторые не проходят «госприемку» со стороны моей жены. Например, она отсеивает те приколы, где она выглядит невыгодно: в моем стендапе проигрываю всегда я. Бывает такое, что шутка не заходит, я расстраиваюсь, но вида не подаю.

В России нет никакого бизнеса стендапа: это обычные полуподпольные выступления за определенную сумму, в среднем, чтобы не умереть с голоду. Платят обычно заведения со сценой, которые могут себе позволить развлекательную программу. Вообще стендап в России только зарождается, поэтому пока что он отсутствует как культура и бизнес. Даже средней ставки за выступление пока нет: все зависит от того, кто выступает, или от того, насколько сошел с ума человек, пригласивший комика.

Елена Новикова, занимается стендапом три года

Видео: YouTube/Rustem NURIEV

Сначала стендап был для меня чего-то особенным, потом развлечением, а сейчас стал работой, к которой я никак не могу привыкнуть. Но я не комик, а артист, который зарабатывает себе на жизнь, рассказывая собственные шутки со сцены. На самом деле это не так легко, как кажется: писать материал – это авторский труд, поиск тем, формулировок, попадание в аудиторию. У каждого автора свой выбор тем. Например, мне сложно говорить про политику, финансы, терроризм, пока разбираюсь с такими мелкими вещами, как дозаторы на шампунях или родительский школьный чат – они меня очень бесят. Да и я пока что только в начале карьеры: три года в стендапе – это только зародыш карьеры. Неизвестно, что будет дальше. Иногда до сих пор некоторые шутки не заходят, когда такое происходит, говорю про себя: «Только не вздумай оправдываться или включать дуру, переживи этот позор, иди на следующий выход».

Кстати, вспомнила смешную историю про начало карьеры. На дне рождения у моего приятеля ко мне подошла девушка и спросила: «Вот вы выиграли «Открытый микрофон», чем вы теперь занимаетесь?» Я отвечаю: «Работаю на ТНТ». Она спрашивает: «Кем?» Я подумала, что она шутит и сказала: «Бухгалтером». Она расстроилась: «Вот нужно было участвовать в этом конкурсе, писать шутки, рассказывать про детей, чтобы устроиться бухгалтером?» Я подумала: «Действительно, жесть!»

У стендаперов нет ставок: если есть эфиры и хороший материал, будет нормальный заработок, нет – сидишь дома. Эфиров за последние полгода у меня не прибавилось, потому что мало пишу, соответственно, и с заработком у меня скромно. Коплю силы, придумываю шутки, надеюсь, к лету разродиться новым материалом. Если все удачно сложится, смогу позволить себе отвезти семью из четырех человек на Средиземное море на две недели. Приблизительно такой диапазон зарплат. Но в целом у нас нет понятия «средний заработок», как и нет в принципе бизнеса стендапа в России. Не знаю, кто сильно обогащается на юморе, разве что концертный директор очень медийных комиков. Это очень удобная модель для гастролей – нет декораций и аппаратуры, нужны только минимальный свет и микрофон. В каждом городе есть организатор таких мероприятий – именно он заказывает комиков, а представитель артистов уже озвучивает гонорар и расходы. Соответственно, чем больше гастролей, тем крепче бизнес.

Денис Чужой, занимается стендапом три года

Видео: Rutube/Открытый микрофон

Раньше я был автором смешных историй для телевидения или печати. За это время у меня накопилось много неформатных шуток: первое время публиковал их в твиттере, чуть позже один свадебный ведущий в моем родном городе Курске решил устроить сольный стендап-концерт. Я выступал на разогреве, и мой выход был единственным, над которым смеялись в тот вечер. Захотелось продолжить. Причем я пришел в стендап не ради денег: первые годы он приносил только убытки. Пришлось много ездить, как можно чаще выступать в разных местах и даже городах, чтобы не надоедать зрителю своим материалом. В разъездах приходилось много тратиться: на проезд и минералку. При этом платили очень редко. Чуть чаще кормили. На этом этапе отсеиваются 90 процентов людей, которые видели в стендапе легкий трамплин на канал ТНТ.

Первые деньги за стендап я получил на «мани майке»: в течение десяти минут комики показывают свой лучший материал, а зрители выбирают лучшего из выступающих. Через пару месяцев я выиграл две тысячи рублей, а владелец бара, где мы выступали, дал мне сверху шесть бутылок сидра. Так началась профессиональная часть моей карьеры. Занимаюсь стендапом чуть меньше трех лет, но только прошлой осенью стал на нем зарабатывать столько, чтобы сделать его основной работой: сейчас получаю от одной до трех средних офисных московских зарплат.

О средних зарплатах комиков пока говорить трудно: бизнес стендапа в России устроен так, что его почти нет. Исключение – вершина айсберга – канал ТНТ, все остальное делают сами комики: возят друг друга по городам, арендуют залы, рисуют афиши и приглашают людей. Но в любом случае в нашей стране стендап находится под сильным радиоактивным излучением КВН и Comedy club. Зрителям по-прежнему хочется только шуток, личность комика и его взгляд на жизнь вторичны. Жанр расцветет, когда люди «наедятся» обычным стендапом и захотят чего-то поинтереснее.

Ксения Сергиенко

Источник: m24.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий