Деньги – не проблема: лучшие низкобюджетные фильмы со всего света

Киноиндустрия неизменно ассоциируется у людей с дорогими спецэффектами, масштабными павильонами и астрономическими суммами за производство. Но для того, чтобы понравиться зрителям, потенциальному фильму не обязательно обладать огромным бюджетом – некоторым режиссерам отсутствие средств пошло на благо, а кому-то даже помогло начать карьеру в Голливуде. Подборка низкобюджетных фильмов со всего света, ставших известными и даже культовыми – в материале портала Москва 24.

«Голова-ластик» (1977, реж. Дэвид Линч)

Бюджет – около 20.000$

Первый полнометражный фильм Дэвида Линча дался начинающему кинематографисту непросто – над его созданием режиссер работал около пяти лет. Сняв первые двадцать минут фильма за счет гранта, полученного в Американском институте киноискусства, Линч остался без средств для продолжения съемок – киностудии отказались поддерживать начинающего режиссера, так что бюджет для завершения фильма ему приходилось «наскребать» самостоятельно при помощи самых разных источников – от работы развозчиком газет до прямого «финансирования» от друзей и родственников. Самоотверженность художника и его окружения окупилась сторицей – выпущенный в 1977 году и ставший манифестом творческого метода оригинального режиссера, этот фильм стал культовым и помог Линчу продолжить профессиональную карьеру в кинематографе.

«Музыкант» (1992, реж. Роберт Родригес)

Бюджет – 7.000$

Еще один полнометражный дебют, на этот раз проложивший дорогу в жизнь Роберту Родригесу. «Музыкант» стал главной темой книги режиссера «Кино без бюджета. Как в 23 года покорить Голливуд, имея в кармане 7 тысяч долларов». Название книги говорит само за себя – для получения многомиллионных контрактов режиссеру нужно было снять собственный низкобюджетный экшн, кое-как собрав деньги на кинопленку, а все остальное импровизируя «на ходу». Секрет успеха по Родригесу – поменьше анализировать и побольше делать, не думая о средствах и воплощая свою мечту даже в отсутствии предложений от киностудий. Именно так, с помощью денег, заработанных Родригесом при прохождении медицинских опытов, и родился первый фильм его знаменитой «мексиканской трилогии», продолженной впоследствии фильмами «Отчаянный» и «Однажды в Мексике».

«Клерки» (1994, реж. Кевин Смит)

Бюджет – 27.575$

Фильм об одном дне из жизни двух продавцов в супермаркете был создан бывшим продавцом Кевином Смитом, собравшим средства для съемок своего фильма самостоятельно. Разговорная черно-белая комедия режиссера, сценариста и актера-дебютанта впервые представила зрителям Джея и Молчаливого Боба, ставших героями многих последующих фильмов Смита. Показанные в 1994 году на кинофестивале «Санденс», «Клерки» были приобретены у автора кинокомпанией «Miramax» за 250 тысяч долларов, после чего карьера Кевина Смита резко пошла вверх, а его дебютный фильм стал первым из так называемой «Вселенной View Askew», объединяющей «Клерков 2», «Лоботрясов» и знаменитую «Догму».

«Безразличие» (2010, реж. Олег Флянгольц)

Бюджет – «очень маленький»

Снимавшийся в конце 80-х и завершенный лишь в 2010 году, своей наивной и очень «юной» романтичностью фильм «Безразличие» Олега Флянгольца покорил жюри «Кинотавра», вручивших ему в 2011 году главный приз фестиваля. Сюрреалистическая трагикомедия о влюбленном в девушку по имени Жужа Пете в лице юного Федора Бондарчука, собаке-космонавте и летающих автомобилях развивается на фоне ностальгической черно-белой Москвы, воссозданной в атмосфере «оттепельных» фильмов 60-х. Нарочито неуклюжий и во многих смыслах странный фильм почти не показывали в кинотеатрах, и до сих пор он остается практически неизвестным, чем еще больше привлекает внимание у охотников за кинематографическими редкостями.

«Ню» (2018, реж. Ян Гэ)

Бюджет – без бюджета

Фильм «Ню» китаянки Ян Гэ представлял Россию на прошлогоднем Московском международном кинофестивале, где он получил Специальный приз жюри. Создававшаяся режиссером на протяжении нескольких лет при помощи близких друзей и смешивающая в себе элементы блога, клипа и видеоарта драма о потере и поисках любви была снята полностью без бюджета. Имеющая скромный хронометраж в 64 минуты, своей оригинальностью и непосредственностью она завоевала симпатию зрителей, критиков и жюри международного конкурса.

«Розовые фламинго» (1972, реж. Джон Уотерс)

Бюджет – 10.000$

Выпущенная в 1972 году, трэш-комедия «Розовые фламинго» была неоднократно названа критиками «самым отвратительным фильмом всех времен» и вскоре получила статус культового фильма. О содержании изобилующей шок-контентом картины, созданной за мизерный бюджет, достаточно говорит тот факт, что во время ее показов в кинотеатрах зрителям раздавали гигиенические пакеты. Интересно, что песни для саундтрека были отобраны режиссером лично и использованы без получения на то официальных прав. Своему создателю, хулигану и провокатору Джону Уотерсу, «Розовые фламинго» принесли славу, благодаря которой вскоре он смог переключиться на более коммерческое кино и срежиссировал, в числе прочих, знаменитый «Лак для волос», ставший впоследствии бродвейским мюзиклом.

«Ведьма из Блэр» (1999, реж. Дэниел Мирик, Эдуардо Санчес)

Бюджет – 22.000$

Еще один фильм, ставший известным благодаря фестивалю «Сандэнс», был снят за символические 22 тысячи долларов и восемь дней. Главная мысль студентов школы кино Университета центральной Флориды Дэниела Мирика и Эдуардо Санчеса состояла в том, что документальные фильмы о паранормальных явлениях зачастую являются страшнее фильмов ужасов. Из этой идеи и родился ставший культовым фильм ужасов, снятый в стиле мокьюментари (псевдо-документалистики) и представляющий историю трех студентов киношколы, снимающих в лесу документальное кино о персонаже местной легенды. По легенде, запущенной кинопрокатчиками, сам фильм представлял собой пленку, найденную после таинственной пропажи студентов. Заработавшая около 250 миллионов долларов в прокате, «Ведьма из Блэр» стала одним из самых успешных независимых фильмов в истории кино.

«Брат» (1997, реж. Алексей Балабанов)

Бюджет – 100.000$

Относительно низкобюджетным сравнительно с масштабами фильма можно считать и боевик Алексея Балабанова «Брат», снимавшийся на студии СТВ за собственные средства. В рамках ограниченного бюджета приходилось изобретать самые разные способы экономии. Своими силами художники «собирали» героям фильма образы, используя для этого собственную одежду, а также одежду друзей. Знаменитый свитер Данилы Багрова был и вовсе приобретен на блошином рынке. Музыка от Бутусова досталась режиссеру тоже бесплатно – в обмен на клип на основе фильма. Актеры же снимались «по старой дружбе» за символические деньги или вовсе бесплатно. Как позже вспоминал о съемках «Брата» сам режиссер: «Собрались и сделали кино. Очень дешево и быстро». Показанный в Каннах в рамках программы «Особый взгляд», фильм удостоился пятнадцатиминутной овации, а вскоре стал одним из главных кинособытий страны и получил еще более громкое продолжение.

«Такси» (2015, реж. Джафар Панахи)

Бюджет – без бюджета

Третья по счету картина иранского режиссера, снятая вопреки судебному запрету на осуществление кинематографической деятельности, вышла в 2015 году и завоевала «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале. Этот простой по структуре фильм, в которой режиссер берет на себя роль таксиста и ездит по тегеранским улицам, разговаривая со случайными попутчиками, родственниками и друзьями, создает собирательный образ современного Ирана. Бюджет фильма остается неизвестным, но, по всей видимости, он был снят самыми малыми средствами, чем только доказывает: настоящему художнику для создания произведения искусства нужно всего ничего — инструмент и объект фокусировки.

Лиза Минаева

Источник: m24.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий