Российский Черноморский флот отмечет знаменательное событие – ровно 237 лет назад, 27 сентября 1783 года, был спущен на воду первенец ЧФ, парусный корабль «Слава Екатерины». Произошло это знаменательное событие на Херсонской верфи – первом официальном судостроительном заводе Российской империи на Черном море, напомнил историк флота Константин Стрельбицкий в комментарии Nation News.

Корабль был заложен в июне 1779 года командиром Херсонской крепости генералом-цейхмейстером Иваном Ганнибалом, сыном «арапа Петра Великого» и дядей матери Александра Пушкина и строился четыре года. Его длина составляла 48,77 метра, ширина — 13,5 метра, а глубина трюма — 5,8 метра.

Поскольку Херсон стоит на реке Днепр, после спуска на воду корабль был переведен в Севастополь. Боевая служба «Славы Екатерины» пришлась на Русско-турецкую войну 1787-1791 годов. Но как участник сражений он более известен под именем «Преображение Господня».

«Корабль был переименован в 1788 году генералом-фельдмаршалом Григорием Потемкиным, и именно под таким именем он участвовал во всех крупных операциях русской эскадры, в том числе в победных морских сражениях под руководством адмирала Федора Ушакова. Потемкин переименовал его по политическим причинам, на этом настояла сама Екатерина II. В ее письме говорилось, что «имя парусника не соответствует рангу линейного корабля». Дело в том, что многие императоры были против того, чтобы их именами называли боевые корабли, так как они могли утонуть, а это было плохим знаком», — пояснил председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

Императрица Екатерина II сама лично посетила этот корабль, но когда он уже назывался «Преображение Господня».

Корабль активно участвовал в нескольких морских сражениях, в том числе у острова Фидониси (ныне – Змеиный), что в дельте Дуная, в Керченском сражении, а также в боях у мысов Тендра и Калиакра.

Историк флота напомнил, что это был линейный корабль с большим количеством артиллерийских орудий. Все они закреплялись на одном борту, так как такие корабли участвовали в сражениях по линейной тактике.

«Корабли выстраивались в бою в две линии и шли либо параллельно, либо на контркурсах, ведя огонь друг против друга с вооруженных бортов. Это были большие корабли, на каждом из которых устанавливалось от 60 до 70 пушек. Экипажи тоже были очень большие. Линейные корабли в те времена были крупнейшими на всех мировых флотах», — рассказал Стрельбицкий.

Прослужив верой и правдой Российскому флоту на протяжении многих лет, в конечном итоге военный деревянный корабль был разобран. Такова была участь всех кораблей того времени, добавил историк, и сегодня их можно видеть разве что на гравюрах и макетах.

Интересно? Жми, чтобы подписаться на сайт в Яндексе

Автор: Марина Кузина

черноморский флот
историк флота
парусный корабль

Источник: nation-news.ru

Leave a Comment